Календари

 

О календарях таджиков

Б.Н.Иркаев

 

Вначале немного о самих календарях. Система счета больших промежутков времени называется календарeм. Можно построить самую хитроумную систему счета, однако вам не обойти проблему привязки единиц измерения, которые даны нам от природы - сутки, лунный месяц и тропический год (полный оборот Солнца по эклиптике). Если вы возьмете за основу исчисление в сутках, то натолкнетесь на проблему нецелого числа суток в тропическом годе. Если вы возьмете за основу лунный месяц, то он тоже не содержит целого числа суток, и к тому же лунный год на 11 с лишним суток короче тропического года. В результате вы имеете ограниченный набор возможностей исчисления времени, удовлетворительных на отрезках порядка нескольких тысяч лет.

Рассмотрим два типа календарей, широко применяемых иранскими народами, в состав которых входят и таджики, как одна из древних ветвей с богатой культурой и обычаями. Все сравнения мы будем проводить по отношению к классическому григорианскому календарю, описывать который не имеет смысла, т. к. он применяется практически везде. Оба календаря содержат в названии слово «хиджра», что в переводе с арабского означает «переселение». За начало Лунной хиджры принято 16 июля 622 г. н. э. григорианского стиля - день переселения пророка Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в Медину. За начало Солнечной хиджры принят день весеннего равноденствия 622 г. н. э. или 21 марта 622 г. н. э.

На этом сходство этих календарей исчерпывается. Начнем рассмотрение с Лунной хиджры или мусульманского календаря. За основу исчисления взят лунный месяц, а начало месяца - первое появление Луны на небосводе после новолуния. Следует иметь в виду, что в ряде стран принято считать начало месяца от астрономического новолуния, чем и вызвано расхождение в 1-2 дня в праздновании мусульманских праздников в разных странах.

Год в мусульманском календаре начинается 1 Мухаррама, все нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные - по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. Поскольку при таком счете год составляет 354 дня, то очевидно, что даты в Лунной хиджре мигрируют по григорианскому году, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние. В результате миграции дат на 34 года Лунной хиджры приходится 33 григорианских года. Поэтому для перехода из Лунной хиджры в григорианский стиль пользуются, как правило, заранее рассчитанными таблицами.

Приведем названия, последовательность и продолжительность лунных месяцев в Лунной хиджре в близком к русской фонетике звучании:

1. Мухаррам 30 дней

2. Сафар 29 дней

3. Раби-уль-аввал 30 дней

4. Раби-уль-охир 29 дней

5. Джимоди-уль-аввал 30 дней

6. Джимоди-уль-охир 29 дней

7. Раджаб 30 дней

8. Шаъбан* 29 дней

9. Рамазан 30 дней

10. Шаввол 29 дней

11. Зулькаъда* 30 дней

12. Зульхиджа* 29-30 дней

* Твердый знак после гласных означает гортанный звук.

Солнечная хиджра представляет собой весьма интересный тип календаря, в основу которого положен тропический год.

Солнечная хиджра является единственным календарем, из известных автору, в основу которого положена продолжительность тропического года в чистом виде. Начало года в Солнечной хиджре приходится на момент пересечения Солнцем небесного экватора при переходе из Южного полушария в Северное, то есть на весеннее равноденствие или астрономическое начало весны. Этот праздник называется Навруз, что означает в переводе со всех диалектов иранского языка «новый день» и отмечается не только иранскими народами, но и большинством тюркоязычных народов.

Таким образом, новый год по Солнечной хиджре приходится на день весеннего равноденствия и не имеет под собой никакой религиозной основы. Однако под влиянием Ислама начало Солнечной хиджры было приведено в соответствие с мусульманским летоисчислением. Следует отметить, что Солнечная хиджра была известна иранским народам еще с дозороастрийских времен и ввиду того, что в основу положено астрономическое явление (момент пересечения небесного экватора центром Солнца), не требует введения поправок в порядок летоисчисления. Это, правда, приводит к миграции дат Солнечной хиджры по отношению к григорианскому стилю в пределах 3-4 дней из-за того, что тропический год не равен целому числу суток, но отсутствие поправки к календарю в какой-то степени компенсирует этот недостаток.

Шесть первых месяцев в Солнечной хиджре имеют продолжительность 31 день, пять - 30 дней и последний месяц в обычные годы - 29, а в високосный год - 30. Приведем названия, порядок и продолжительность месяцев Солнечной хиджры:

1. Фарвардин 31 день

2. Урдибихишт 31 день

3. Хурдод 31 день

4. Тир 31 день

5. Мурдод 31 день

6. Шахривар 31 день

7. Мехр 30 дней

8. Обон 30 дней

9. Озар 30 дней

10. Дай 30 дней

11. Бахман 30 дней

12. Исфанд 29-30 дней

Интересно отметить, что начало каждого месяца в Солнечной хиджре совпадает с началом «гороскопных» месяцев, т. е. 19-23 числа григорианского месяца. Приведем соответствие названий месяцев в Солнечной хиджре со знаками Зодиака:

Фарвардин март-апрель Х Овен

Урдибихишт апрель-май Х Телец

Хурдод май-июнь Х Близнецы

Тир июнь-июль Х Рак

Мурдод июль-август Х Лев

Шахривар август-сентябрь Х Дева

Мехр сентябрь-октябрь Х Весы

Обон октябрь-ноябрь Х Скорпион

Озар ноябрь-декабрь Х Стрелец

Дай декабрь-январь Х Козерог

Бахман январь-февраль Х Водолей

Исфанд февраль-март Х Рыбы

Ввиду различной продолжительности года в Лунной и Солнечной хиджре, и несмотря на единовременность начала отсчета, на настоящий момент времени накопилась существенная разница между этими двумя системами летоисчисления. Так, например, в 1996 году григорианского стиля 1 Мухаррама соотвествует началу 1416 года по Лунной хиджре, а 1 Фарвардина - 1375 году Солнечной хиджры. Для перевода дат из нашей эры в Солнечную хиджру следует для дат между 21 марта и 31 декабря отнять из номера григорианского года 621, а для дат между 1 января и 20 марта - 622.

Остановимся немного на традиционных праздниках, отмечаемых большинством иранских народов без учета принадлежности к различным ветвям Ислама и отмечаемым на государственном уровне.

Иди Курбон. Это наиболее значимый мусульманский праздник - праздник жертвоприношения. Отмечается он 10 числа месяца Зульхиджа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяц Рамазан и длится 3-4 дня. Мифология этого праздника восходит к известному мифу о попытке принесения Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. В мусульманской версии на место библейского Исаака ставится Исмаил.

Мусульманское предание гласит, что первая жена Ибрахима - Сарра - была бездетна и Ибрахим взял себе в жены рабыню египтянку Хаджар (в Библии - Агарь). Но не было между женами мира и согласия, и когда раздоры зашли слишком далеко, Ибрахим по настоянию Сарры удалил Хаджар в пустыню между Меккой и Иерусалимом. Вскоре в пустыне Хаджар родила сына, но мучилась вместе с ребенком без воды. И пошла она искать источник. И услышала она голос, раздавшийся между холмами Сафа и Марва, который произнес: «Вот вода!» Бросилась Хаджар сперва по направлению к холму Сафа, но не нашла воды. Потом кинулась к холму Марва, но и там воды не оказалось. Семь раз прошла она между холмами и, не найдя воды, возопила в отчаянии: «Истами, я ил, ил!», т. е. «Услышь, о Господи, Господи!» Отсюда и произошло имя Исмаила (в Библии - Измаил). Вернувшись на плач Исмаила, Хаджар увидела рядом с ребенком источник с чистейшей водой. Так был отмечен по воле Господа этот младенец.

Когда же Исмаил вырос, Ибрахим получил во сне повеление Всевышнего принести сына в жертву. Богобоязненный Ибрахим не мог не выполнить волю Аллаха, однако к Исмаилу в человеческом облике явился сатана (Иблис) и уговаривал его не повиноваться намерению родителя. Исмаил не согласился, и отец с сыном отправились к месту жертвоприношения, предначертанному Аллахом. Когда же они его достигли, Иблис снова явился к Исмаилу и вновь склонял его к непослушанию. Тогда Исмаил признался отцу, что пришел к нему какой-то человек и искушает его. Ибрахим же понял, что это дьявол соблазняет отрока, и велел бросить в Иблиса камень.

Затем простер Ибрахим руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Он уже коснулся было горла Исмаила, как Аллах молвил архангелу Джабраилу (в Библии - Гавриилу): «Спеши скорее к рабу моему и передай ему, чтобы не поднимал он руки на отрока своего и не делал над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боится Ибрахим Меня и не пожалел во имя Меня сына своего единственного». Одним взмахом крыльев Джабраил молниеносно достиг земли и затупил нож, прежде чем тот коснулся горла Исмаила. Тогда возвел Ибрахим очи свои и узрел, что Джабраил несет для заклания овна и воскликнул от радости: «Нет Бога, кроме Аллаха! Велик Аллах!» А Господь за то, что Ибрахим выдержал испытание, благословил его и поклялся приумножить семя его, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

Ибрахим в Коране и мусульманском предании (Сунне) фигурирует как предок арабов и евреев. Для мусульман он ханиф - последовательный единобожник, халилуллах - друг Аллаха, пророк и преданный проповедник единственности и единства Аллаха, духовный предок Мухаммада и его общины (Уммы). Таким образом, Иди Курбон или Ид аль-адха символизирует для мусульман истинность учения Мухаммада, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущество и милосердие Всевышнего Творца.

Иди Рамазан. Праздник разговения (Ид аль-фитр) знаменует завершение поста в месяце Рамазан и отмечается 1 Шаввола Лунной хиджры. Большой пост называется также Руза и обязателен для всех взрослых мусульман. От утренней зари (угол погружения Солнца под горизонт приблизительно 18 градусов) до заката (угол погружения Солнца под горизонт приблизительно 6 градусов) запрещается принятие еды и питья, близость с женщинами, курение и вдыхание ароматных запахов, закапывание капель, задерживание содержимого кишечника, пускание крови или ставить банки. Если человек не намеренно проглотит пищу или под насилием, то это не считается нарушением Рузы. На темное время суток эти запреты, кроме духовных, речь о которых пойдет ниже, снимаются.

Особое значение во время Рузы придается ритуальной чистоте (тахора) при совершении религиозных обрядов и в повседневной жизни, а также чистоте помыслов и поступков, запрещению сквернословия и принятия различных веществ, одурманивающих рассудок (алкоголь, курение, наркотики и т. д.). От Рузы освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети (девочки до 9 лет, а мальчики до 12 лет), престарелые и все те, кто не может соблюдать его по объективным причинам (занятые на тяжелых работах, участвующие в военных действиях, путешествующие и т. д.).

Согласно преданию пост в месяц Рамазан является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. В Исламе нет института церкви в христианском понимании, т. е. отсутствует духовенство, выполняющее роль посредника и отпускающее грехи верующему от имени Бога. Так что каждый мусульманин сам должен заботиться об обряде искупления грехов, и поскольку он непосредственно обращается к Аллаху, очень важным аспектом религиозного обряда становится тахора и духовно-культовое состояние верующего.

Пост в месяц Рамазан является также для каждого мусульманина средством для обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе духовное начало (кальб), облагораживая собственную душу.

Практически этими двумя праздниками и ограничивается большинство мусульман, особенно в странах бывшего Союза. Однако кратко упомянем и другие, отмечаемые менее пышно. Мавлюд - отмечается 12 числа месяца Раби-уль-аввал и соответствует дню рождения пророка Мухаммада. Мавлюд вероятно возник под влиянием христианского праздника Рождества, но поскольку дата рождения Мухаммада неизвестна, Мавлюд приурочен ко дню смерти. Следует отметить, что в Исламе дни рождения практически не отмечаются или отмечаются весьма скромно, в то время как даты смерти, трактуемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно.

Мирадж или Иди Раджаб - праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммада в Иерусалим и его вознесения к небесному престолу Аллаха. Наиболее распространенное предание о ночном путешествии датирует его 27 Раджаба 621 г. Ночь на 27 Раджаба проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. Интересно отметить, что предание о чудесном вознесении Мухаммада послужило основой для написания «Божественной комедии» Данте.

Лейлят аль-кадр - ночь на 27 число месяца Рамазана отмечается как ночь, с которой начинается ниспослание Корана пророку Мухаммаду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.

Лейлят аль-бараа или Шаби барот - ночь на 15 число месяца Шаъбона. По народным преданиям в эту ночь Аллах опускается на нижайшее из семи небес, чтобы ответить на мольбу грешников.

Навруз - новый год по Солнечной хиджре, совпадающий с весенним равноденствием, отмечается 1 Фарвардина. Это один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедший до нас из глубины еще дозороастрийских времен. Этот праздник не носит никакой религиозной окраски и сохранил преимущественно земледельческие обряды. Однако он имеет и ряд языческих обрядов, сохранившихся несмотря на влияние Ислама. Так, например, разведение костра и перепрыгивание через него мужчин и юношей олицетворяет очищение и обновление. Женщины и девушки вместо прыжков обходят костер три раза. Этот праздник имеет культовое блюдо - сумаллак, которое готовится из проросшей пшеницы. Устраиваются праздничные угощения, гуляния и спортивные состязания - бузкаши (конные соревнования) и гуштингири (соревнования по национальной борьбе), также выступают пахлавоны (силачи) и маскарабозы (уличные циркачи). В Солнечной хиджре отмечаются также праздники, соответствующие осеннему равноденствию, а также зимнему и летнему солнцестояниям.

Этими праздниками практически исчерпываются традиционные национальные праздники иранских народов. Несомненно, что каждая страна, входящая в состав ираноязычных народов, имеет и ряд собственных праздников, однако здесь мы намеренно остановились только на общих праздниках. Описание мифологии мусульманских праздников приводится согласно книге А.Ниязи «Мусульманские праздники», изданной в Москве в 1991 г. издательством «Детская книга».

Возвращаясь к календарям, хотелось бы несколько слов сказать о каждом из них. Несомненно, что распространенность григорианского календаря и его связь с некоторыми христианскими праздниками (часть религиозных праздников в христианстве связана с лунными фазами) сделала его практически стандартом во всем мире.

Лунная хиджра на ближайшие три с половиной тысячелетия практически может обходиться без введения поправок, т. к. существенное расхождение с реальным счетом времени накопится только за пять тысячелетий. Существует, правда, некоторое неудобство в связи с миграцией дат Лунной хиджры по временам года, однако опыт мусульманских стран показывает возможность компромиса и в этой области.

Особое место занимает в этом ряду Солнечная хиджра, т.к. не требует введения поправок и не имеет миграции по временам года. Правда, реальные даты мигрируют в пределах 3-4 дней по отношению к григорианскому календарю, но это вполне поддается учету.