Астрономия и общество
По просьбе редакции «Вселенная и Мы», доктор физ-мат. наук, старший научный сотрудник ГАО РАН Вадим Николаевич Карпинский* и директор Астрономической обсерватории Иркутского университета Сергей Арктурович Язев обратились к известному писателю-фантасту Борису Натановичу Стругацкому с просьбой провести беседу для читателей нашего альманаха.
Борис Натанович любезно согласился, и мы приводим здесь стенограмму этой беседы, подготовленную С.А.Язевым.
С.Я. Борис Натанович, при чтении произведений Стругацких создается впечатление, что Вы весьма высоко оцениваете скрытые возможности человека, как, например, в трилогии о Максиме Каммерере. Как Вы относитесь к экстраординарным способностям человека?
Б.С. Например?
С.Я. Сейчас появляется много сообщений о ясновидении, экстрасенсорных проявлениях...
Б.С. Я не знаю ни одного достоверного случая! Это все артефакты.
С.Я. Я очень долго думал так же. Но вот в американском журнале «Труды института инженеров по электронике и радиотехнике» мне показали громадную статью. Там описывались многочисленные и тщательные эксперименты, когда претенденты в экстрасенсы должны были сдвигать распределение в генераторе случайных чисел, изменять интерференционную картину в каких-то оптических системах и так далее. Десятки тысяч опытов. Статистическая обработка данных по всем канонам классического физического эксперимента. Вывод: эффект мал, но несомненно существует.
Б.С. Сережа, это ничего не доказывает! Я читал десятки статей, где приведены гораздо более эффектные результаты. Прекрасно помню, как в середине шестидесятых «Рэнд корпорейшн» провела гигантскую исследовательскую работу, гигантскую! Десятки тысяч добровольцев принимали участие. Полностью объективное исследование, когда люди имели дело только с пультом и числами и более ни с кем и ни с чем. И не обнаружилось никаких эффектов.
С.Я. Никаких?
Б.С. Никаких. То есть, результаты самые разнообразные! Это я и называю ситуацией полной неопределенности. До тех пор, пока хоть какая-то определенность не появится - нет смысла строить концепции. Это как с Лох-Несским чудовищем. Сколько лет ломали голову, и вот наконец выяснилось, что это жульничество!
С.Я. К моему тайному удовольствию. Хотя, честно говоря, все-таки жалко...
Б.С. Да, у меня тоже слабость к таким вещам! Я люблю чудеса и много о них писал. Хотя у нас с Аркадием Натановичем это всегда было антуражем, не более того. Никогда мы в это серьезно не верили. Хотя, между прочим, первый в советской фантастике рассказ о телекинезе написали, по-видимому, мы. Помните - «Шесть спичек»?
С.Я. Конечно!
Б.С. В те времена это был совершенно немыслимый сюжет. Но писалось это исключительно для того, чтобы поразить воображение читателей. Сами мы в это не верили абсолютно!
С.Я. И продолжаете не верить и сегодня?
Б.С. Да. Я не поверю в это, знаете... По принципу «бритвы Оккама»: не умножай сущности...
С.Я. ...сверх необходимости.
Б.С. Да, сверх крайней необходимости.
В.К.. А то, что касается поисков других цивилизаций? Надо искать? Cтоит тратить на это деньги? Б.С. Между прочим, возможность того, что существуют ясновидение, полтергейст и так далее - сама по себе очень сомнительна, как мне кажется. А вот существование другого разума во Вселенной - мне кажется, что вероятность такого события просто близка к единице!
С.Я. Надо понимать так, что Вы не согласны с тем, о чем писал И.С.Шкловский в своей последней статье - о практической уникальности земной жизни?
Б.С. Наоборот! Я полностью согласен!
С.Я. Мы ничего не [видим?], потому что ничего нет - в трактовке Шкловского.
Б.С. Другое дело, что мы начинали с энтузиазма...
С.Я. И ожидали, что сразу обнаружим миллионы цивилизаций...
Б.С. Ну да, а оказалось, что это явление очень редкое! Но тем не менее оно кажется мне настолько возможным и реальным, а Вселенная так огромна и живет так долго, что и разумная жизнь где- нибудь, скорее всего, обязательно есть!
В.К.. А если есть где-то цивилизация, на много порядков нас превышающая по своему развитию, типа того, о чем писал Лем - перестраивающая Вселенную, то, если сделать еще маленький скачок, - не получится ли в результате Бог? Многие атрибуты Бога, - например, гигантский авторитет, - будут присущи этой цивилизации. Михаил Чулаки пишет в «Неве», что это плохо, когда отношение к Богу строится на уважении его авторитета. Я считаю, что авторитет - это хорошо. И если эта цивилизация сможет распоряжаться законами природы, то, сделав еще маленький скачок, мы-таки получим Бога.
Б.С. Это тебе кажется, Вадим, что скачок маленький. А я позволю себе возразить, что от самой развитой суперцивилизации до Бога расстояние такое же, как и от нас до Него! Потому что Бог - это нечто принципиально иное.
В.К.. Насчет малости скачка - я беру свои слова обратно, но, сделав такой трансцендентный скачок и предположив, что можно изменять законы природы, мы оказываемся близко к концепции Бога. Сверхцивилизация влияет на нас, и ты об этом не знаешь, и тем не менее вся твоя жизнь проходит «под колпаком» этой сверхцивилизации - это модель, близкая к модели Бога.
Б.С. Вадим, я с тобой никогда не соглашусь! Я понимаю твою идею и сам на эту тему много думал и даже писал. Я могу себе представить, что с точки зрения Тети Моти сверхцивилизация будет Богом. Но она при этом не будет, на самом деле, Богом! Потому что, по определению, Бог - это нечто неосязаемое, непознаваемое и всемогущее! Ни одним из этих признаков сверхцивилизация не обладает. Как бы она ни была высокоразвита. Неосязаемость, непознаваемость и всемогущество любой суперцивилизации относительны, они есть следствие нашей, человеческой слабости и недоразвитости. Те же свойства Бога - абсолютны.. Вот почему расстояние от сверхцивилизации до Бога и от нас до Бога - одно и то же. Какое число ближе к Бесконечно Большому - 1054 или единичка с 1054 нулями? Мы говорим о бесконечности. Расстояние до Бога бесконечно! Вот в чем дело. Конечно, существует какая-то реалистическая шкала развития цивилизаций. Н.С.Кардашев ввел понятие типов цивилизаций по уровню энергопотребления. Цивилизация, потребляющая энергию порядка энергии звезды - это уже сверхцивилизация. И с точки зрения, повторяю, Тети Моти, она, эта сверхцивилизация, от Бога ничем не отличается. Более того, с точки зрения образованного человека, не получившего, однако, достаточного количества фактов, она не отличается от природных явлений. Так что мы можем наблюдать за деятельностью сверхцивилизаций и воображать, что имеем дело...
С.Я. С квазарами, например!
Б.С. Да, - со странными звездами, сочетаниями каких-то полей, может быть, даже введем какие- нибудь новые термины, чтобы объяснить явление каких-нибудь «спектров исчезновения», скажем... Такого рода деятельность сверхцивилизаций, безусловно, может быть титанична, но, тем не менее, она постижима. По крайней мере, в принципе. К сожалению, или счастью, но это - так. Между нами и сверхцивилизацией - разница количественная. Между любой цивилизацией и Богом - разница качественная, потому что цивилизация - это явление материального мира, а Бог - по определению - явление мира идеального. Бог внематериален, и поэтому все материальное от него одинаково (бесконечно) далеко...
*)К сожалению В.Н.Карпинский не дожил до публикации этой беседы: после тяжелой болезни он скончался 10 августа 1998 года. (Прим. ред.).