Астрономия из первых рук
Противостоять нынешней волне иррационализма и мистики - естественная позиция каждого здравомыслящего и образованного человека. Для творчески активного исследователя такая позиция - одновременно и выполнение общественного (если угодно - гражданского) долга. Нет ведь никаких сомнений, что преобладание в обществе упомянутых акцентов мироощущения - это уменьшение притока в науку будущих Колмогоровых и Гамовых. Это, одновременно, реальная опасность свертывания серьезных исследовательских программ: налогоплательщика еще можно, пожалуй, убедить в целесообразности финансирования пилотируемого полета на Марс или полной дешифровки генома человека. Но как быть с дорогостоящими экспериментами по проверке некоторых концепций теоретической физики, коль скоро простейшее их изложение требует от «пешехода» серьезных интеллектуальных усилий, совсем ненужных, понятно, при знакомстве с мифологемами массовой культуры? В последние десятилетия отчуждение «пешеходов» от серьезной науки заметно усилилось...
Предельная ясность указанной оппозиции, казалось бы, не требует дальнейшего анализа. Философская по своей сути подоснова этого противостояния почти незаметна. Противостояние поэтому часто принимает форму конфронтации политического типа - с фанатичным отстаиванием корпоративных (точнее - сектантских) интересов. Все же, занимая ясную и недвусмысленную позицию, важно, однако, отдавать себе полный отчет о реальной сложности ситуации. При более внимательном рассмотрении обсуждаемая конфронтация содержит целый ряд гуманитарных проблем, где поиск истины порождает непростые вопросы нравственного порядка. Общеизвестно, что иррациональное в системе культуры было всегда. Словоупотребление «волна иррационализма» вовсе не метафора. Сейчас накопилось достаточно наблюдений, чтобы серьезно отнестись к схеме [1], в которой относительно широкое распространение в обществе в некоторую эпоху элементов иррационального трактуется как глобальная ритмика, обусловленная попеременным доминированием в общественном сознании типов мышления, присущих либо левому, либо правому полушариям головного мозга. В этом подходе различия между полушариями в познавательной активности (левое - схематизация, логика, правое - интерес к индивидуальному, интуиция) простираются и на важные черты общественной психологии, когда заметную роль играют в обществе - соответственно - то личность типа Штольца, то Обломова. Квазипериод составляет 55-60 лет. Сейчас, кажется, мы как раз и переживаем эпоху, когда в общественном настроении стали заметны черты правополушарного общественного сознания - социальная атомизация и сепаратизм, протест против идеи подчиненности Мира идеям разума, пессимизм и неудовлетворенность общепринятыми моделями реальности.
Чтобы как-то организовать дальнейшее изложение, последующий текст следует канве «Заметок» Ю.Н.Ефремова «О чем говорят звезды» [2]. Астрология, конечно, не самая главная проблема в соотношении дискурсивного и иррационального, но сложности этой позиции очень удобно иллюстрировать, обратившись к судьбе этой древнейшей космической доктрины. Здесь сложность начинается с определений, которых великое множество. Несомненно - астрология - феномен культуры, интегрирующий в себе идеологические построения совсем разной ориентации и назначения. Его многомерность хорошо иллюстрируется материалами конференции в Паланге в мае 1990 года [3]. Далеко не всем людям нужна истина, как она понимается в науке. В астрологии с древнейших времен присутствуют течения оккультно-мистического толка. Если человек чувствует себя комфортно в пределах такой идеологии, и она помогает ему достойно нести тяжесть жизни, такая идеология имеет все права на существование (коль скоро она не содержит в себе явных элементов антиобщественного). Среди бесчисленных астрологических школ и групп имеются и такие, которые эксплуатируют самые примитивные мифы, но имеют ясное функциональное назначение: существует категория людей «вся жизнь которых трудноуловимым способом связана с некоторой «внешней силой» (Э.Фромм [4]). Такие экстравертные личности, коль скоро приходится принимать решение в условиях недостатка информации, обращаются к оракулу или гаданию, чтобы снять стресс. Такова социальная функция коммерческой астрологии. Внесение в общественную жизнь элементов надежды при пренебрежении интересами истины кажется безнравственым. В системе культуры, однако, подобная ситуация не является чем-то исключительным. Ныне в большинстве случаев здесь принято соблюдать высокую степень терпимости. Многие понимают, что уфология - это психическая эпидемия религиозной окраски, ее масштабы в некоторые годы - удивительны. Но бюллетени о НЛО продолжают выходить (подобно большинству эпидемий психоз развивается циклически, число сообщений об НЛО начнет возрастать года через три). Терпимость в данном случае - мудрая позиция. Во-первых, сокращение разнообразия, как известно, уменьшает устойчивость системы: безраздельное господство (монополия) какой-либо одной идеологической доктрины чревато катастрофой. Во-вторых, самая суровая научная критика соответствующих мифологем, как показывает история, совершенно неэффективна. Кто сейчас помнит о сборе подписей нобелевских лауреатов под заявлением о том, что астрология - это лженаука (текст был опубликован в 1975 году в нескольких журналах и - в виде платного объявления - в ведущих американских газетах). Сомнительный характер этой акции становится яснее, если представить себе, что вместо астрологии в упомянутом тексте фигурирует богословский тезис какой-нибудь секты. Весьма действенны были, впрочем, методы борьбы с астрологией у большевиков: съезд астрологов конца 20-х годов, собравшийся в Геленджике, был, говорят, в полном составе увезен «на обед» и бесследно исчез...
Если, далее, обратиться собственно к астрологии, то еще одно осложнение состоит в том, что в этой концепции имеется совершенно бесспорное рациональное ядро. Проще всего оно обнаруживается, если рассмотреть вопрос о происхождении астрологии (как это отмечается автором «Заметок» [2]). В настоящее время накоплено достаточно данных, чтобы провести соответствующую реконструкцию практически однозначно. Возможный сценарий был, в частности, предложен несколько лет назад [5]. Основная идея состоит в том, что астрология возникла как метод долгосрочного прогноза различных показателей, существенных для выживания человеческих коллективов на ранних этапах культурной эволюции. К числу таких показателей, видимо, можно отнести следующие:
1. Предвидение неблагоприятных погодно-климатических изменений: особенно суровых зим, засух, аномальных паводков.
2. Прогноз показателей, характеризующих эффективность охотничье-присваивающего хозяйства: урожайность определенных дикорастущих культур, изменения плотности популяций животных, рыб и птиц, эпизоотии.
3. Предсказание неблагоприятных ситуаций медико-экологического характера: эпидемий, вспышек массового размножения некоторых вредных животных и насекомых.
4. Прогноз особо опасных социально-демографических ситуаций - массовых миграций, социально-психологических кризисов.
Все перечисленные показатели имеют в своей динамике циклическую составляющую (иногда - большой амплитуды). В настоящее время известно, что спектр этих периодов повторяет спектр периодов солнечной активности. Далеко идущий изоморфизм этих спектров является следствием синхронизации осцилляций различных земных автоколебательных систем внешними сигналами солнечной активности [6]. Особо важное значение имеет здесь циклический характер вариаций климата - погоды и биологические макроритмы.
Для того, чтобы прогнозировать перечисленные выше показатели, используя их циклические вариации, кажутся необходимыми телескопические наблюдения Солнца и применение соответствующих индексов активности. Однако возможен и другой подход. Из-за тотальной синхронизации всех колебаний в солнечной системе [6] солнечная активность коррелирует с конфигурациями планет, так что эти конфигурации являются некоторым обобщенным индексом солнечной активности. Среди современных методов прогноза солнечной активности известны и такие, которые успешно используют именно эти корреляции (например, методика П.Р.Романчука: максимум солнечной активности наступает спустя два года после квадратур Юпитера и Сатурна). В академических научных журналах совсем нетрудно отыскать примеры эмпирически найденных корреляций выделенных геофизических событий с положениями планет (Бигг [7]: «...геомагнитные возмущения почти никогда не происходят близ нижнего соединения Венеры» ). В общем, вполне возможен прогноз экологических и биологических событий, контролируемых солнечной активностью, по планетным конфигурациям (в терминах П.Р.Романчука: эпидемическая катастрофа наступит через два года после квадратуры Юпитера - Сатурна, если упомянутое событие приходится на максимум солнечной активности).
Здесь существенно подчеркнуть, что упомянутые Ю.Н.Ефремовым «ожесточенные споры» о «масштабах и характере нетривиальных воздействий» солнечной активности на биосферу отошли в прошлое. Сейчас можно считать надежно подтвержденным заключение А.Л.Чижевского о том, что влияние гелиофизических возмущений на биологические явления есть «общебиологическая закономерность» . О чем, собственно, спорить, если можно познакомиться с результатами анализа, к примеру, воздействия магнитной бури на клеточные культуры [8] или на сердечно-сосудистую систему млекопитающих [9]? Необходимо просто принять к сведению эти данные, полученные профессионалами с применением современных исследовательских технологий. Было бы серьезным противоречием, если бы аналогичное воздействие не обнаруживалось в период эмбрионального (пренатального) развития организма. Однако в соответствующей литературе имеется достаточно сообщений о подобных эффектах, чтобы заключить, что такого противоречия на самом деле нет.
Некоторые из пренатальных воздействий, понятно, оказывают столь глубокое влияние, что сохраняются всю жизнь (например, риск заболевания шизофренией в зрелом возрасте линейно возрастает с уровнем солнечной активности в период внутриутробного развития). Поскольку гелиофизические возмущения наступают циклично, то не вызывают особого удивления данные об изменении типологических характеристик человека в связи с расположением момента его рождения относительно суточного периода, сезона, фазы 11-летнего цикла солнечной активности и его гармоник. Здесь призыв автора «Заметок» к подтверждению этих закономерностей в контексте его изложения можно понять как крайнюю сомнительность этих сведений, даже как их «подгоночно-спекулятивный» характер. Однако, если быть объективным, это совсем не так. Где можно усмотреть ошибку, например, в результатах анализа зависимости распределения лиц по группам крови от фазы 11-летнего цикла солнечной активности, на которую приходится их день рождения (года их рождения по 12-летнему календарю) [10]? Или в показателях «экстравертности» (линтровертности» ) в зависимости от месяца рождения (то есть знака Зодиака) [11]? И если еще раз вернуться к упорядоченности расположения гелиогеофизических возмущений относительно конфигурации планет, то нет логического противоречия и в существовании связи типологии личности - положения планет на момент рождения. Здесь Ю.Н.Ефремов допускает несколько досадных неточностей. Результат М.Гоклена (именно такова транскрипция фамилии этого исследователя - M.Gauquelin) как-то неудобно называть «намеком» (l.c. стр. 96). Его основное заключение - вероятность рождения лиц, достигших важных результатов в своей профессиональной деятельности, возрастает в момент восхода и верхней кульминации таких планет как Марс и Сатурн в данном пункте - проверялось много раз на протяжении десятилетий весьма придирчиво. На все основные возражения оппоненты получили в общем убедительный ответ [12]. Результат был подтвержден на независимой большой статистике независимым автором [13, 14]. По общим правилам научного спора к такому заключению следует относиться серьезно и с уважением. «Планетарный эффект» практически изчезает, когда из общего массива данных (десятки тысяч лиц из справочников «Кто есть кто» ) отбираются случаи, когда отсутствовали гелиогеофизические возмущения - например, была очень низкий геомагнитная активность, измеряемая традиционными индексами. Отсюда следует, что этот эффект, несомненно, принадлежит к гелиобиологическим явлениям, изучавшимся А.Л.Чижевским и его последователями. Теперь можно изложить основные пункты сценария происхождения астрологии как системы [5].
1. Связь ритмики природных явлений с движением планет была обнаружена, видимо, независимо в разных областях Ойкумены на очень ранних этапах культурной эволюции. Признаки проявления развитых календарных систем, куда «вмонтированы» важные биологические микроритмы, отстоят от нас на 15-10 тысяч лет (эти признаки - систематическое присутствие чисел 7, 9 или 260 (суток), 12 (лет) в графике палеолита - неолита - «числовая семантика» древнейшей графики).
2. Глубокий экологический смысл древних календарных систем (таких как 12-летний календарь животных) становится понятным, если имел место длительный процесс сопоставления природных явлений с астрономическими наблюдениями. Архео- астрономические исследования, обнаружившие глобальный интерес к наблюдениям Солнца и Луны и, видимо, планет хорошо согласуются с этим предположением. «Общество, построенное на обычае и коллективном опыте, неизбежно должно иметь мощную культуру прогнозирования» , - замечает Ю.М.Лотман [15]. «А это с необходимостью стимулирует наблюдения над природой..., ибо сами природные явления воспринимаются как напоминающие или предсказывающие знаки» [15].
3. Для примитивных сообществ эффективный прогноз в некоторые эпохи был значительно меньше современного - «спавшаяся» редуцированная магнитосфера в это время была не в состоянии эффективно защитить атмосферу от воздействия солнечного ветра. Полярные сияния наблюдались в это время на широте Москвы, а магнитные бури были много сильнее современных. Палеогеофизические реконструкции показывают, что ближайший к нам минимум магнитного момента (меньше современного на множитель 1,5) располагался около 4500 года до н.э. (для сравнения: возраст наиболее грандиозных мегалитических обсерваторий в Европе - Стоунхедж, Карнак - на 2000 лет меньше).
4. Ознакомление с древнейшими астрономическими текстами (отчасти приведенными и прокомментированными в [16]) показывает, что они фиксировали длительные ряды параллельных наблюдений «небесных примет» и различных природных и социальных явлений. Большинство из них построены по типу «если наблюдалось какое-то астрономическое явление, то следует ожидать...» и обнаруживают разительное сходство с некоторыми из народных астрономических примет, бытовавших в Европе еще в прошлом веке (лесли осенью Венера видна под утро - к мягкой зиме, если под вечер - зима будет суровой» ). По сути дела, фиксация и дальнейшее использование примет - это уже и есть древнейшая «астрология предзнаменований» [17].
5. Дальнейшее развитие этой первичной древней астрологической системы приходится, видимо, в направлении не столько пополнения банка эмпирических данных, сколько обобщения и разработки «модельных представлений» . «Зодиакальная астрология» и гороскопы, можно напомнить, появились в центре разработки европейского варианта астрологии - в Двуречье - соответственно в VII и V веках до н.э. Обобщение в системе культуры - это мифологизация. Забавно, что в Вавилоне деление дней на «благоприятные» и «неблагоприятные» [17] кажется совсем таким же, как в наших газетах. В такой ситуации соединение эмпирической «астрологии предзнаменований» с древней идеей предопределения кажется довольно естественным. В научных терминах это ошибка типа незаконной экстраполяции: тезис о связи типологических черт личности с астрономическими приметами. В истории культуры это бывало много раз - достаточно вспомнить хиромантию.
Фундаментальное для нас различие между предсказанием аномалий погоды, эпизоотий, типов личности и индивидуальной судьбой в древности, видимо, различием не считалось: это в нашу эпоху ясно, что предсказание судьбы предполагает совершенно особую концепцию причинности и парадоксальные свойства динамики систем. Но это уже касается эволюции астрологии в системе культуры, когда прогноз замещается постепенно совсем другими социальными функциями, когда астрология проникает не только в медицину (что понятно, если речь идет о типологической принадлежности пациента), но тесно переплетается с магией, пронизывает алхимию, становится фактором принятия политических решений (следовательно, средством манипуляций).
Изложенная схема (восходящая к редко цитируемой публикации А.Л.Чижевского [18] и открытая, понятно, для критических замечаний) снимает, очевидно, некоторые вопросы, поставленные Ю.Н.Ефремовым. Обладал ли Птолемей достаточной статистикой? С чем, в конце концов, связана профессияа - с моментом рождения или положением планет? Поскольку планетные конфигурации маркируют фазы космической ритмики, то действующая причина - не сами планеты, но изменения в среде обитания (прежде всего, видимо, в спектре фоновых электромагнитных полей низкой частоты), так что закон обратных квадратов здесь не при чем.
В общем, упомянутое заявление нобелевских лауреатов нелепо не только потому, что религиозные вопросы не решаются сбором подписей, не только по той причине, что определенные виды астрологии выполняют в обществе психотерапевтическую функцию и не претендуют на предсказание, но и в связи с наличием в астрологии эмпирических обобщений, поддающихся рациональному истолкованию и подлежащих научным исследованиям. Получается, что подписавшие это заявление ученые предстают в упомянутом эпизоде и как люди, очень легко обошедшиеся с научной этикой: будучи выдающимися профессионалами в своей узкой области, они сочли возможным категорически высказаться по вопросам, над которыми они, видимо, не задумывались. Специализация (увы!) затрудняет восприятие целостности явлений. С течением времени все больше возникает проблем, носящих ясно выраженный междисциплинарный характер, астрологияаЧ именно такой случай.
Ситуация, когда вроде бы явление и сопряженные с ним мифологемы представляются явно иррациональными, но при углубленном анализе обнаруживают при этом простую логику и здравый смысл, совсем не редкость в истории культуры. Замечательный пример - магические ритуалы. В модели С.Н.Давиденкова [19] магия предстает как эффективный метод коррекции функционирования центральной нервной системы. Подобно древней астрологии это - замечательное орудие адаптации на уровне социума.
Итак, экспансию иррационального в наши дни не следует, скорее всего, драматизировать. Волна иррационализма наблюдалась у нас в России на рубеже веков - в пору высоких успехов естествознания и инженерного дела. В системе культуры для чего-то непременно нужно сосуществование «линии Платона» и «линии Демокрита» , дискурсивного и иррационального, вычисляемого и мистического. Прямолинейно-наивная конфронтация с иррациональным не кажется оптимальной стратегией в отстаивании ценностей науки. Само иррациональное может иметь сложную структуру и содержать элементы противоположной «валентности» . Астрология, магия - вовсе не глупости. Это в системе культуры - реликты адаптивного поведения. И сейчас астрофизики не могут заменить астролога. В нынешнем глобальном наступлении иррационального, конечно, много и непонятного. Как можно объяснить возрождение интереса к теософским мифам? Так или иначе, но при всех обстоятельствах надо писать и издавать хорошие научно-популярные статьи и книги. От таких статей и книг недавнего прошлого они должны, думается, отличаться в одном важном отношении: при обсуждении любой проблемы не следует опускать «человеческого измерения» .