§ 25. Календарь
Система
счета
длительных
промежутков
времени
называется календарем.
За
многовековую
историю
человечества
было
разработано
(и использовалось)
много
различных
систем календарей.
Но все
календари
можно
разделить на
три главных
типа: солнечные,
лунные и
лунно-солнечные.
В основе
солнечных
календарей
лежит продолжительность
тропического
года, в основе
лунных
календарей — продолжительность
лунного, или
синодического,
месяца,
лунно-солнечные
календари
основаны на
обоих этих
периодах.
Современный
календарь,
принятый в
большинстве
стран,
является
солнечным
календарем.
Примером
лунного
календаря
является магометанский
календарь,
лунный год
которого
состоит из 12
лунных
месяцев и
содержит 354
или 355 средних
солнечных
суток.
В
еврейском
лунно-солнечном
календаре год
состоит то из
12 месяцев (354
дня), то из 13
месяцев (384 дня).
Кроме того,
есть годы
«недостаточные»
(353 дня и 383 дня) и
«избыточные»
(по 355 и по 385 дней).
Основной
единицей
меры времени
солнечных
календарей,
как уже было
сказано,
является
тропический
год.
Продолжительность
тропического
года в
средних
солнечных
сутках равна
365,2422 (365d5h48m46s).
При составлении солнечного календаря необходимо выполнить два условия:
1)
продолжительность
календарного
года, в среднем
за несколько
лет, должна
быть как можно
ближе к
продолжительности
тропического
года;
2)
календарный
год должен
содержать
целое число
суток, так
как неудобно
было бы начинать
один год
ночью, другой
— утром,
третий — вечером
и т.д.
В юлианском
календаре
(старый
стиль),
разработанном
александрийским
астрономом
Созигеном и
введенном
Юлием
Цезарем в 46 г.
до н.э., эти
условия
выполняются
соблюдением
следующего
простого
правила:
продолжительность
календарного
года считается
равной 365
средним
солнечным
суткам три
года подряд, а
каждый
четвертый
год содержит 366 суток.
Годы
продолжительностью
в 365 суток
называются простыми,
а в 366 суток — високосными.
Високосными
годами в
юлианском
календаре
являются те
годы, номера
которых
делятся на 4
без остатка.
В високосном
году в феврале
29 дней, в
простом — 28.
Таким
образом,
продолжительность
года в юлианском
календаре в
среднем за 4
года равна 365,25
средних
солнечных
суток, т.е.
календарный год
длиннее
тропического
всего лишь на
0,0078 суток.
Счет
времени
юлианскими
годами за 128
лет даст
расхождение
со счетом
тропическими
годами
приблизительно
в 1 сутки, а за 400
лет — около 3
суток
(например, день
весеннего
равноденствия
через 400 лет по
юлианскому
календарю
наступит на
три дня
раньше).
Расхождение
это
практического
значения не
имеет и
юлианским
календарем пользовались
все
европейские
страны около
16 столетий.
Григорианский
календарь
(новый стиль)
возник в
результате
реформы
юлианского календаря,
произведенной
в 1582 г. римским
папой
Григорием XIII из
религиозных
соображений.
Дело
в том, что
указанное
выше
небольшое расхождение
юлианского
календаря со
счетом
тропическими
годами
оказалось
неудобным
для
церковного
летосчисления.
По правилам
христианской
церкви
праздник
пасхи должен
был
наступать в
первое
воскресенье после
весеннего
полнолуния,
т.е. первого
полнолуния
после дня
весеннего
равноденствия.
В год, когда
было
установлено
это правило
на Никейском
Соборе (325 г, н.э.),
день
весеннего
равноденствия
по
юлианскому
календарю
приходился
на 21 марта. В 1582 г.,
т.е. через 1257 лет
он стал приходиться
уже на 11 марта.
Этот переход
дня весеннего
равноденствия
(за 128 лет на
одни сутки)
на более ранние
даты вносил
путаницу и
неопределенность
в
определение
дня пасхи и
других
христианских
праздников.
Реформа
календаря,
произведенная
по проекту
итальянского
математика и
врача Лилио,
предусматривала,
во-первых,
возвращение
календарной
даты 21 марта
на день
весеннего
равноденствия
и, во-вторых,
изменение в
правиле
счета
простых и
високосных
лет с целью
уменьшения
расхождения
со счетом
тропическими
годами.
Поэтому в
булле папы
Григория XIII
имелись два
принципиальных
пункта:
1) после 4
октября 1582 г.
было предписано
считать не 5,
а 15
октября.
2) не считать
в дальнейшем
високосными
те годы
столетий, у
которых
число сотен
не делится
без остатка
на 4 (1700, 1800, 1900, 2100 и т.д.).
Первым
пунктом
этого
постановления
устранялось
расхождение
в 10 суток
юлианского
календаря со
счетом
тропическими
годами,
накопившееся
с 325 г., и день
весеннего
равноденствия
в следующем
году
наступил
снова 21 марта.
Вторым
пунктом
продолжительность
календарного
года в
среднем за 400
лет
устанавливалась
равной 365,2425
средних солнечных
суток. Таким
образом,
средний
календарный
год стал
длиннее
тропического
всего на 0,0003
суток и счет
времени по
григорианскому
календарю и
тропическими
годами даст расхождение
в 1 сутки
только лишь
через 3300 лет. Поэтому
дальнейшее
совершенствование
григорианского
календаря в
этом направлении
нецелесообразно.
Григорианский
календарь
был введен в
большинстве
западных
стран в
течение XVI—XVII вв. В России
перешли на
новый стиль
только в 1918 г. В
этом году, по
декрету
Советского
правительства,
вместо 1
февраля
стали
считать 14
февраля, так
как расхождение
юлианского
календаря со
счетом
тропическими
годами к 1918 г.
составило
уже 13 суток.
Это различие
в 13 суток
будет
сохраняться
до 15 февраля 2100
г. по старому
стилю, или до 28
февраля 2100 г. по
новому стилю.
После этой
даты оно
увеличится
на одни сутки
и станет
равным 14
суткам.
Начало
календарного
года (Новый
год) понятие
условное. В
прошлом в
некоторых странах
Новый год
начинался и 25
марта, и 25
декабря и в
другие дни. В
России,
например, до XV в. первым
днем года
считали 1
марта, а с XV в. до 1700 г. — 1
сентября. И
только
постепенно
за начало
календарного
года стали
повсеместно
считать 1
января, как и
при введении
юлианского
календаря в 46
г. до н.э.
Условным
является и
выбор начала
счета годов,
т.е.
установление
эры. В
прошлом
существовало
до 200
различных эр,
связанных
либо с
реальными
событиями
(возведением
на престол
монархов,
войнами, олимпиадами),
либо с
легендарными
(основание Рима),
а чаще всего
религиозными
событиями («сотворение
мира», «всемирный
потоп» и т.п.).
Начало
счета годов
от «рождества
Христова» было
предложено
ученым
монахом
Дионисием в 525
г. н.э. (в 1284 г. от
«основания
Рима»).
Без
всяких
доказательств
он объявил,
что Христос
родился 532
года назад, и
поэтому следующие
годы стали
нумероваться
как 533, 534, 535 и т.д. от
«рождества Христова».
Таким
образом, наша
эра является такой
же условной,
как и эра «от
сотворения мира»,
и ведется она
от такого же
нереального
события.
Монах же
Дионисий
выбрал 532 года
потому, что
праздник пасхи
через этот
период снова
приходится
на те же даты.
Действительно,
532 = 4 ´ 7 ´ 19, где 4 —
период
високосных
лет, 7 — число
дней недели,
а 19 — число лет,
через
которые
лунные фазы
приходятся
опять на те
же
календарные
числа (метонов
цикл).
Установление
двенадцати
месяцев в
году и семи
дней в неделе,
хотя и имеет
астрономическое
обоснование,
но, по сути
дела, также
является
условным и
сохраняется
до сих пор по
традиции.
Можно
придумать (и
придуманы)
календарные системы
еще более
точные, чем
григорианский
календарь. Но
так как
точность
последнего
более чем
достаточна,
то в
изменении
средней
продолжительности
календарного
года (т.е. в
изменении
правила
счета
високосных
годов) нет
необходимости.
Желательна
лишь реформа
в
распределении
дней по
месяцам. В григорианском
календаре
месяцы имеют
различную
продолжительность
— от 28 до 31 дня.
Это неудобно.
Такое же
неудобство
имеют и
кварталы
года.
Предложено
несколько
проектов
реформы григорианского
календаря,
предусматривающих
устранение
или
уменьшение
этих недостатков.
Один из них,
по-видимому
самый простой,
заключается
в следующем.
Все
кварталы
года имеют
одинаковую
продолжительность
по 13 недель, т.е.
по 91 дню.
Первый месяц
каждого
квартала
содержит 31
день, остальные
два — по 30 дней.
Таким
образом,
каждый квартал
(и год) будет
начинаться
всегда в один
и тот же день
недели.
Но
так как 4
квартала по 91
дню содержит
364 дня, а год
должен
содержать 365
или 366 дней
(високосный),
то между 30
декабря и 1
января
вставляется
день вне
счета
месяцев и
недель —
международный
нерабочий
день Нового
года. А в
високосном
году такой же
нерабочий
день, вне счета
месяцев и
недель,
вставляется
после 30 июня.
Однако
вопрос о
введении
нового
календаря
может быть
решен только
в
международном
масштабе.