§ 39.
Революционность
учения
Коперника
Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении.
Действительно,
со взглядом
на строение
Солнечной
системы
неразрывно
связан
вопрос о
положении Земли,
а с ней и
человека во
Вселенной.
Следовательно,
астрономия
входит как
существенный
элемент в
миропонимание,
обнимающее как
философские,
так и
религиозные
вопросы. До
Коперника,
почти в
течение 15
веков, Земля считалась
единственным
неподвижным
телом
Вселенной,
центральной
и важнейшей
частью
мироздания;
все религии
считали, что
небесные
светила
созданы для
Земли и
человечества.
Согласно
же учению
Коперника
Земля — рядовая
планета,
движущаяся
вокруг
Солнца вместе
с другими, ей
подобными,
телами.
Господствовавшее
представление
о различии
“земного” и
“небесного”
оказалось
несостоятельным.
Учение
Коперника
заставило
пересмотреть
и другие
отрасли
естествознания,
в частности,
физику, и
освободить
науку от
устаревших и
схоластических
традиций,
тормозивших
ее развитие.
После
Коперника
исследование
природы, по
существу,
освободилось
от религии и
развитие
науки пошло
гигантскими
шагами. Но
новое
научное
мировоззрение
завоевывало
свои права в
ожесточенной
борьбе со старым
мировоззрением,
ярыми
приверженцами
которого
были
религиозные
фанатики и
реакционные
ученые.
Вначале все
они
отнеслись
терпимо к
учению
Коперника,
считая его
систему мира
лишь простой
геометрической
схемой, более
удобной, чем
система
Птолемея, для
вычисления положений
светил на
небе. Но уже к
началу XVII в.
религиозные
круги хорошо
поняли всю
опасность
для них
учения
Коперника и
предприняли
против него
ожесточенное
гонение. Так,
в 1600 г. в Риме
был
всенародно
сожжен
Джордано
Бруно, первый
последователь
и пламенный
пропагандист
нового
учения,
пришедший на
его основе к
выводу о
множественности
обитаемых
миров. В 1633 г.
Галилео
Галилей был
привлечен к
суду
инквизиции и
вынужден был
признать
свои
сочинения
“ересью” и
отречься от
них, так как в
своих книгах
он отстаивал
справедливость
системы
Коперника.
Но
никакие
преследования
не могли
остановить
начавшегося
бурного
развития
науки, и в то
время, когда
инквизиция
преследовала
коперниканцев,
Иоганн
Кеплер (1572-1630)
развил
учение
Коперника,
открыв
законы движений
планет, а
спустя 44 года
после
процесса
Галилея
Ньютон (1643-1727)
опубликовал
открытый им
закон
всемирного
тяготения и
тем самым
установил
причину, по
которой
планеты
движутся
вокруг Солнца.