Карта представляет окрестности г.Гонга и пос.Моси (Moxi). Отель Gong Ga отмечен на карте "точкой интереса", там мы останавливались до и после подъема. Другая отмеченная точка в пос.Моси - автостанция, откуда отправляются автобусы до нижней станции канатной дороги. Расстояние по прямой от автостанции до канатки - 14.5 км, однако автобус идет по серпантину ущелья около 40 минут. Дорога часто подвержена оползням и на ней часто ведутся ремонтные работы. Виды из автобуса - потрясающие, некоторые фотографии приведены в фотоотчете. По дороге есть гостинница и комплекс около горячих источником.
Длина канатной дороги - 2км. Нижняя станция на высоте 3000м, верхняя - 3500м. С самой канатной дороги и с верхней станции открывается наилучший вид на главный ледник Гонги.
Для объяснения основных названий, которые встречаются в фотоотчете, приведем карту Google, на которой обозначены некоторые объекты, которым я сам дал названия.
Общая ситуация вокруг г. Гонга (со стороны юго-восточного склона, со стороны которого мы только и были) описывается несколькими плечами гребней (на карте показаны пурпурными линиями), из которых нас интересует только южный гребень. Под этим плечом находится главный ледник г.Гонга (ледники покрашены в светло-голубой цвет), обозначенный цифрой два. Именно этот главный ледник Гонги и представляет туристический интерес, и к нему съезжаются толпы туристов, особенно в выхожные дни. Ледник очень велик, и представлен на фотографиях, сделанных с канатной дороги. Язык ледника хорошо виден на всех картах Google.
В окрестности г.Гонга находятся несколько вершин, несвязанных непрерывными гребнями с самой Гонгой. На продолжении южного плеча находится пик 6360м, отделенный однако небольшим перевалом. Другим интересным пиком является "темный пик" (около 5500м), который можно считать принадлежащим ответвлению плеча. Мы назвали его так потому, что на фотографиях из базового лагеря он выглядит как черный треугольник, закрывающий часть Гонги. Еще одна видимая на фотографиях горная система - "трезубец", находится по другому берегу от главного ледника Гонги. Высота "трезубцев" - между 5800 и 6100м.
На приведенной схеме цифра 3 обозначает ледник "темного" пика. Сам ледник мы не видели, однако на фотографиях с канатки хорошо видна река, вытекающая из него, справа при подъеме на верхнюю станцию канатки. Наконец третий, самый важный для нас ледник шеститысячника, обозначен цифрой 1. Этот ледник отсекал нас от намеченного по плану для покорения пика 5450м. Он спадает с отмеченного пика 6360м, и окружают облюбованнную нами лощину базового лагеря почти с трех сторон.
Все ледники представляют собой "реки", берега которых очень крутые. По-существу, ледник прорезает как ножом себе путь, при этом края "прореза" - каменистые гребни иногда с уклоном до 70 градусов, очень неустойчивые. В другого края гребни более пологие и травянистые. Гребни показаны на плане пурпуным цветом.
Ближайший к базовому лагерю гребень с востока мы называем левым. Он был неоднократно пройден во время разведовательных выходов и на нем находилась нижняя точка наблюдений во время затмения. Он не соединяется с гребнем шеститысячника, который начинался от базового лагеря справа. Уникальность правого гребня в том, что он поднимается на любую высоту, до вершины шеститысячника. Это, вероятно, самый удобный путь для выбора точки для наблюдений затмения - короткий, относительно пологий, и представляющий возможности для выбора высоты. Пути показаны на плане зеленым, этот "перспективный", но неиспользованный путь обозначен цифрой 9.
Цифра 8 обозначает путь, который можно было бы использовать для подъема на запланированный пик 5450м. Он пройден до верхней поляны, однако реальность оставшейся части пути сильно под вопросом. Во-первых, значительный участок должен был пройти траверсом по очень крутому берегу ледника под гребнем шеститысячника (или по наклонной и живой части самого ледника). Во-вторых, для подхода к пику 5450м нужно было пересечь "башку" ледника под крутой частью его истока. Ситуация с камнепадом там не очень ясная, и скорее всего, проход можно совершать только рано утром, до восхода Солнца. Далее, путь должен был пройти по закрытой (заснеженной части) ледника, уже по склону 5-и пика. Насколько это безопасно - не ясно, у нас не было шансов даже как следует рассмотреть эту часть пути. Наконец, последний подъем на вершину с нашей стороны очень крутой и скальный. Это означает, что установка штурмового лагеря там очень проблематична, и утренее восхождение не пик (с учетом проблем с преходом ледника) скорее всего, невозможно (перепад высоты около 400м).
Наконец, цифрой 7 обозначен примерный маршрут, использованный частью нашей группы для достижения верхней точки наблюдений затмения на дальнем гребне. Этот гребень можно отнести к пику 5450м и он хорошо виден из базового лагеря. Для достижения его требуется преодолеть значительное расстояние (а достижение через него пика вообще превращается в длительный горный поход), пересеная нижнюю часть "нашего" ледника, которая, впрочем, не представляет никаких проблем. Вероятно, подобный длинный путь представляет собой техничеки самую простой способ достижения пика или заданной высоты, хотя и весьма трудо- и время-затратный.
Описание составил - В.Батурин